Майинская гимназия Мегино–Кангаласского улуса является муниципальным общеобразовательным учреждением, ориентированным на обучение и воспитание способных и высокомотивированных к учению детей улуса. Деятельность гимназии строится на основе принципов демократии и гуманизма, общедоступности и открытости, приоритета общечеловеческих ценностей.
Майинская гимназия была открыта в 1993 году, как школа с углубленным изучением предметов физико-математического и политехнического профиля. С этого времени гимназия прошла творческий инновационный путь развития: стала Центром внедрения новых образовательных технологий, экспериментальной площадкой Министерства образования РС(Я), ресурсным центром ИПКРО, филиалом физико–математического Форума «Ленский край» Министерства образования РС (Я), опорной школой издательства "БИНОМ. Лаборатория знаний".
Учебно-воспитательный процесс проводится в приспособленном здании. Имеется интернат на 40 мест и столовая, оснащенная специальным оборудованием. «Кабинетом № 1» всегда является библиотека, которая в 2002 году была реорганизовано в медиатеку – информационный центр образовательной среды. Фонд медиатеки составляет более 14 тысяч книг и других источников информации.
Базу центра информационно–коммуникационных технологий составляют 2 компьютерных класса, медиазона, автоматизированные рабочие места администрации гимназии, психолога, медика, мини–типография. Кабинеты химии, физики, биологии оснащены отвечающими требованиям лабораторно–практическим оборудованием.
На сегодняшний день гимназию окончили 13 выпускных класса. Всего выпускников – 299. Из них золотой медалью «За успехи к учению» - 4, серебряной медалью - 47. Ежегодно выпускники гимназии 100 % поступают в ВУЗ-ы городов России и Республики Саха (Якутия).
Основные даты истории гимназии :
9 сентября 1993 года издан приказ №01-06/693 Министерства образования Республики Саха об открытии Майинской гимназии.
В 1997 г. гимназия включена в сеть Президентских школ Республики Саха.
1998 г. Опорная школа Международной Соросовской программы по физико-математическим наукам. Школа года России.
1999 г. РЭП МО РС(Я) «Модернизация УВП на основе индивидуализации обучения» Участник выставки «Новая школа – 2000» в г. Москве
2001 г. - Школа века России. Победитель республиканского конкурса образовательных лагерей. Победитель конкурса «Учитель года» РС(Я).
2002 г. - Опорная школа Министерства РС/Я/ по новым педагогическим технологиям.
2003 г. - Ресурсный центр профильного обучения. Дипломант I Всероссийского конкурса «БиблиОбраз», г. Москва, обладатель Гранта фестиваля.
2004 г. - Номинация «Результативный Попечительский совет» Ассоциации Попечительских советов учреждений образования РС /Я/.
2005 г. - Дипломант республиканского смотра – конкурса деятельности Советов отцов.
2006 год – Партнер Фонда поддержки отечественного образования и опорная гимназия по реализации проекта «Гимназический союз России» в РС (Я) – 2006 г.
2006 год – Суперфиналист по итогам эстафеты по л/а за кубок президента РС(Я) В.А. Штырова
2006 год - Победитель республиканского тура «Школа года России - 2006».
2006 год - Победитель конкурса ПНП «Образование» конкурса общеобразовательных учреждений активно внедряющих инновационные образовательные программы. Удостоена премии президента России В.В. Путина на 1 миллион рублей.
2006 год - В числе лучших учителей России признана преподаватель химии Майинской гимназии Ларионова Люция Иннокентьевна, почетный работник Образования РФ. Отличник Образования РС (Я), преподаватель международной летней школы «Туймаада», учитель-исследователь – углубленное изучения химии по технологии индивидуального обучения.
2006 год - Школа-лидер информатизации образования РС(Я) (Сельская школа).
С 2006 года входит в Федерацию гимназий России под патронажем Министерства образования и науки РФ, Фонда поддержки отечественного образования.
2007 год - Победитель V республиканской педагогической ярмарки «Сельская школа - 2007».
2007 год - Обладатель номинации "Школа школ" на республиканском туре «Школа года России - 2007»
2007 год - Дипломант всероссийского фестиваля инновационных психолого-педагогических проектов «Психология и современное Российское образование» в номинации «Психологическая служба в образовании».